Организация охраны здоровья детей
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования
Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично.
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Основными оздоровительными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
-Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- Всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма;
- повышение активности и общей работоспособности;
-Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
-Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
-Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-Обеспечение физического и психического благополучия.
Система оздоровительной работы в ДОУ ведется по следующим направлениям:
- использование вариативных режимов дня и пребывания ребенка в детском саду.
- разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка.
- лечебно- профилактические мероприятия.
В ДОУ мы используем следующие системы физкультурно- оздоровительных мероприятий:
1. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, цель которой – создание бодрого, жизнерадостного настроения у детей, укрепление здоровья, развитие сноровки, физической силы, утренняя гимнастика сопровождается музыкой, которая благоприятно влияет на эмоциональную сферу, способствует хорошему настроению, формирует представления дошкольников о здоровом образе жизни;
2. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на специальных физкультурных занятиях в зале и на воздухе в каждой возрастной группе, их цель – обучение детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности, сопровождаются музыкой;
3. Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Это :
-оздоровительные прогулки, ежедневно;
-умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;
-воздушные ванны после сна, физкультурные занятия в облегченной форме;
-ходьба босиком по массажным дорожкам;
- дневной сон также это укрепляет нервную систему детей;
-ленивая гимнастика после сна;
4. В режим дня включаются дыхательные упражнения: в утреннюю гимнастику, между учебными занятиями, в физкультурном занятии, а также в индивидуальной работе с детьми.
5. В режим дня также включается пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений.
6.Используются различные формы и методы физического воспитания, направленные на активизацию двигательной деятельности и развития выносливости детей. Введены нетрадиционные формы работы по физической культуре: степ – аэробика, оздоровительный бег, точечный массаж, ритмическая гимнастика, воздушное закаливание, солевые дорожки, массажные коврики, дыхательная гимнастика, физминутки на занятиях, самомассаж с использованием нетрадиционного оборудования, упражнения на развитие мелкой моторики.
7. Проводятся активные формы отдыха: спортивные праздники, развлечения, соревнования. Систематическая работа по охране и укреплению здоровья детей ведется в тесном контакте педагогов и медицинского работника.
8. В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми проводится профилактическая и коррекционная работа. Это - упражнения на коррекцию плоскостопия, осанки, гимнастики для глаз.
9. Также дети оздоравливаются с помощью кислородного коктейля.
10. Проводится детский массаж.